Атабеки были могущественными сюзеренами и просвещенными монархами своей эпохи

Вассалами азербайджанского атабек аль-азама (великого атабека) Ильденгиза считали себя феодальные правители Ширвана, Ахлата, Мосула, Персии, Гиляна, Табаристана. При сыновьях Ильденгиза Джахан-Пехлеване и Кызыл-Арслане держава Атабеков Азербайджана достигла наивысшего расцвета.
Под влияние атабеков попал сам багдадский халиф, провозгласивший Кызыл-Арслана султаном. Отныне к титулу «атабек аль-Азам» («великий атабек») прибавился и титул верховного светского владыки всего мусульманского мира.

Султан Кызыл-Арслан покровительствовал наукам и искусству. Он много раз лично встречался с выдающимся мыслителем Востока — Абу Мухаммадом Ильясом Низами, кстати, также как и сам султан, выходцем из Азербайджана. Именно Кызыл-Арслану классик восточной поэзии Низами посвятил свою знаменитую поэму «Хосров и Ширин».
С именем же Джахан-Пехлевана связана жемчужина средневековой азербайджанской архитектуры — мавзолей-тюрбе, где покоится прах Мумины (Момине) хатун, супруги атабека Ильденгиза, матери атабеков Джахан-Пехлевана и Кызыл-Арслана.

Возводить мавзолей в столице своей державы — Нахичевани начал еще атабек Ильденгиз, но именно его сын Джахан-Пехлеван достроил эту усыпальницу, тесно сотрудничал в этом деле с главным архитектором проекта, местным зодчим Аджеми ибн Абу-Бакром Нахчывани, известным также под псевдонимом Мимар Аджеми. Каждая грань десятигранного мавзолея полностью покрыта резным орнаментом с текстами из Священного Корана.

Ссылка: atabegs.amireyvaz.com