В.Л. Величко о Кавказ­ской Албании

Стоит привести мнение В.Л. Величко о Кавказ­ской Албании:

«Эта страна, в состав которой входили и нынешняя Елисаветпольская губерния (Гянджа), и части Тифлисской и Дагестана, была населена народами неар­мянского происхождения…».

Христианские памятники Азербайджана всегда были объектом фальсификаций со стороны армянского духовенства. Армянская церковь, испокон веков ведущая борьбу с Албанской церковью, планомерно добивалась ее подчинения, а затем и полного поглощения. Частью этой политики было уничтожение албанских рукописей и эпиграфики. На христианских архитектурных памятниках Азербайджана нет армяиоязычной эпиграфики вплоть до XI века (если только современные камнесечение успели выдолбить новые «древние» армянские надпи­ си на памятниках, расположенных на оккупированных территориях).

Более ранние албанские надписи были стерты после подчинения Албанской церкви армянской по решению русского священного Синода от 1836 года. Наличие армяноязычиой эпиграфики и исторических письменных источников после XI века подтверждает
лишь конфессиональную принадлежность, но не этни­ческую

Памятники христианской архитектуры Азер­байджана, в том числе и Карабаха, говорят сами за себя, и их этнокультурную принадлежность подтверждают труды албанских историков Моисея Каланкатуйского и Киракоса Гандзакского. Речь идет о памятниках, постро­енных в разные времена албанскими царями и князья­ми. Среди них — руины ранних христианских храмов, воздвигнутых царем Албании Вачаганом Благочести­вым, который, по сведениям Моисея Каланкатуйского, построил столько церквей, «сколько дней в году». Многопамятников архитектуры было построено Джаванширом.