«Декканские земли являются такой же частью Сефевидской империи, как и провинции Ирак, Фарс, Хорасан и Азербайджан»….


Связь Индийских гос-в с Сефевидской империей

1233«Декканские земли являются такой же частью Сефевидской империи, как и провинции Ирак, Фарс, Хорасан и Азербайджан» или о письме правителя одного из пяти декканских султанатов в Южной Индии сефевидскому шаху Аббасу Великому:

«С другой стороны, отношения [правителей Биджапурского султаната] с Моголами были совершенно иными. Ибо в то время как Могольское требование к 1580-м заключалось в том, что весь Деккан подпадает под их сюзеренитет, ни правители Биджапура, ни правители Голконды не могли поддержать подобные притязания. В своей титулатуре, в чеканке своих монет и в других притязаниях они явно рассматривали себя независимыми (в случае угрозы) от Моголов правителями вплоть до 1630-х годов. Кроме того, с начала 16-го века существовала связь [султанатов] с Сефевидами, и является фактом то, что и Биджапур, и Голконда периодически признавали за Сефевидами разновидность «ритуального сюзеренитета», к примеру, часто читая хутбу на имя правителей Ирана в пятничных молитвах [Сефевидской империи] в своих столицах. Приток иранских мигрантов в Деккан в последней четверти 16-го века, и тот факт, что эти мигранты составляли значительную часть элиты как в Биджапуре, так и в Голконде, только способствовали укреплению этих связей. В переписке с правителем Ирана [Сефевидской империи] Биджапурский правитель даже в 1613-м мог писать:

«Письмо это от покорнейшего раба Ибрахима величественному императору шаху Аббасу I. Мои предки всегда питали большие надежды на любовь и дружбу предков Его Величества и полагались на них. Я, с моей стороны, не могу сделать ничего лучше, как возродить и укрепить эти связи. Декканские земли являются такой же частью Сефевидской империи, как и провинции Ирак, Фарс, Хорасан и Азербайджан. Соотстветственно, имена Сефевидских правителей читаются в [пятничной] службе и будут продолжаться читаться в будущем. Наши предки были назначены править этими землями и защищать их предками Его Величества. Таким образом, наша должность состоит в том, чтобы править этими странами от имени Его Величества и защищать их от иноземной агрессии.»

Явной целью этих писем была жалоба о «правителе Агры и Дели», как пренебрежительно называется Могольский правитель. Предлагаемый проект, а именно — что Сефевиды атакуют Моголов с запада (в районе Кандагара) для того, чтобы отвлечь их от нападения на юге, не нужно воспринимать слишком серьезно. Но совершенно очевидно, что Биджапурский султан, подобно своему коллеге в Голконде, надеялся так или иначе уравновесить Могольскую сверхдержаву обращением к противодействующей угрозе. В этом заключается ключ к пониманию того, как Сефевиды воспринимались с точки зрения Деккана. Конечно, было ясно, что военный союз, могущий покрыть расстояние между Чаулом и Дабхолом и портами Фарса, был невозможен, но другие формы реальной и символической близости связывали преимущественно шиитских султанов Деккана больше с Ираном [Сефевидской империей], чем с постепенно наступающими на них с севера суннитами-Моголами.»

(M. Alam, S. Subrahamanyam, » Writing the Mughal World: Studies on Culture and Politics»)

Ссылка: https://vk.com/azerbaycanturku