Как азербайджанец стал народным героем Югославии

Исследователь рассказал, как подвиги легендарного азербайджанского партизана Мехти Гусейнзаде стали широко известны.

Когда отмечают участников Движения Сопротивления, награжденных итальянскими наградами, либо званием Героя Советского Союза, по каким-то причинам имя азербайджанского партизана Мехти Гусейнзаде всегда упоминается последним. На самом же деле, учитывая его вклад в победу над врагом, он должен быть первым. Он должен быть первым хотя бы потому, что именно с него началось награждение советских граждан, участвовавших в европейском Движении Сопротивления в Италии, Югославии и Франции, считает исследователь, доктор философии, научный сотрудник Института философии и социологии Национальной Академии Наук Ильхам Аббасов, завершающий сейчас монографию об азербайджанских партизанах.

«Всего четверо советских партизан, воевавших в Европе, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это Мехти Гусейнзаде, Федор Полетаев, который воевал в Италии, украинец Василий Порик, воевавший во Франции, и грузин Форе Мосулишвили, воевавший в Италии. Ситуация с Мехти Гусейнзаде уникальна еще и тем, что он воевал как на территории Югославии (Словении), так и на территории Италии. Но почему-то чаще всего о нем упоминают мельком, либо вообще умалчивают, что очень странно», — рассказывает исследователь.

Партизан Мехти Гусейнзаде – Михайло

Мехти Гусейнзаде родился 22 декабря 1918 года. Мечтал стать художником, но дважды провалившись при поступлении в ленинградскую Художественную академию, решил поступить в Институт иностранных языков в том же городе на Неве — на факультет французского языка. Проучившись год, молодой человек, уже тогда владеющий несколькими иностранными языками, понял, что более всего ему интересна поэзия родного языка, и перевелся на факультет литературы Азербайджанского педагогического института.

Увы, окончить вуз ему было не суждено — спустя некоторое время грянула Великая Отечественная, и в числе десятков тысяч добровольцев, обратившихся в военкоматы в первые же дни войны, был и Мехти.

Фотография из зачетной книжки студента Ленинградского государственного педагогического института иностранных языков Мехти Гусейнзаде

После обучения в Тбилисском военно-пехотном училище, он был отправлен в гущу сражений и сполна хлебнул фронтового лиха. Минометный взвод, которым командовал лейтенант Гусейнзаде, попал в котел Сталинградской битвы. В письмах родным юноша отмечал, что фашисты «не брезгуют никакими гнусными методами».

В августе 1942-го, будучи тяжело ранен, он попал в плен и был отправлен в Европу. В начале 44-го Мехти и нескольким его товарищам, включая будущего командира партизанского отряда Джавада Хакимли, удалось бежать из плена, прихватив ряд важных документов. Беглецы присоединились к партизанам, действовавшим на территории Словении, а вскоре сформировали отряд из 32 человек, большую часть которого составляли азербайджанцы. Командиром отряда стал Джавад Хакимли, политруком – Мехти Гусейнзаде.

Мехти Гусейнзаде во время обучения в Тбилисском военно-пехотном училище

«Интересно, что Мехти попал на фронт, в Сталинград в составе 223-й стрелковой дивизии, — рассказывает Ильхам Аббасов. – Она известна тем, что в дальнейшем освобождала столицу Югославии Белград и получила почетное наименование. То есть, на территорию Югославии он должен был попасть по-любому. Хоть бежавший из плена, хоть в составе своего военного подразделения.»

С участием Мехти партизаны стали совершать одну дерзкую операцию за другой, повергая фашистов в ярость, а позднее — в ужас. Мехти, которого все чаще называли Михайло, и диверсионная группа, которую он возглавлял, взорвали кинотеатр и ресторан с фашистами, типографию фашистской газеты, пускали под откос поезда, взрывали гаражи с автомобилями, станции, уводили захваченных в плен людей, уничтожали транспортные средства врага. Поначалу фашисты были уверены, что «Михайло» — это целая организация, ведь совершенно невероятно, чтобы все эти диверсии были делом рук одного человека. Вскоре за голову Мехти была назначена награда в 100 тысяч лир, в короткие сроки поднявшаяся до 400 тысяч.

Партизаны действовали как на территории Словении, так и на территории Италии.

По словам ученого, все это время легендарного партизана и разведчика везде принимали за своего, неважно, был ли он в форме немецкого офицера или в одежде югославского крестьянина.

«Мехти был интеллектуальной личностью, полиглотом. В школе изучал немецкий, в университете — французский, испанский и итальянский, кроме родного азербайджанского знал русский, турецкий, на месте уже изучил словенский. Словенским увлекся настолько, что даже стал интересоваться местным фольклором. Об этом рассказывали те, кто его знал в Словении. К слову, у его друга Джавада Хакимли был переводчик со словенского. А Мехти обходился своим знанием языка», — рассказывает Аббасов.

Второго ноября 1944 года, возвращаясь с одного из заданий, Михайло и несколько его товарищей оказались в окружении фашистов. При попытке вырваться из оцепления Гусейнзаде погиб.

Мемориальная доска на месте гибели Михайло в селе Витовле (Словения)

Тело Мехти было погребено местными жителями в селе Витовле, однако вскоре боевые товарищи во главе с Хакимли перезахоронили его в селе Чепован. Факт перезахоронения внес некоторую путаницу в даты смерти героя.

«Много неточностей связано с датой его гибели. Документально подтверждено, что это произошло 2 ноября 1944-го. Но есть люди, а также энциклопедические издания, которые указывают датой 16 ноября. На самом деле – это повторное перезахоронение на территории, которая контролировалась партизанами, в поселке Чепован», — рассказал автор монографии, добавив, что, к сожалению, ошибочная дата указана и на памятнике легендарному партизану, воздвигнутому в Баку.

Открытие памятника Мехти Гусейнзаде. Баку. 1973 год.

«Эскиз памятника Мехти Гусейнзаде был готов в 1958 году. Но сам памятник поставили в мае 73-го. К сожалению, там указано, что он погиб 16 ноября. Хорошо бы эту ошибку исправить», — отметил он.

Долгое время о подвигах азербайджанского партизана в Советском Союзе не знали. Однако в 1949 году в итальянской газете «Унита» выходит заметка о партизане Мехти, которая доходит и до советского руководства. В октябре 1951 года министр госбезопасности Азербайджана генерал-майор Емельянов подготовил справку под грифом «Совершенно секретно»:

«В процессе работы по выявлению изменников Родины из числа репатриантов, бывших участников 162-й Туркестанской немецкой дивизии, в поле зрения МГБ Азербайджанской ССР попала героическая история деятельности и гибели некоего Гусейнова Мехти, бакинца. Принятыми мерами была установлена личность Гусейнова – Гусейнзаде Мехти Ганифа оглу, 1918 года рождения, уроженец г.Баку (…), а также задокументированы его подвиги показаниями очевидцев».

В том же 51-м году писателям Имрану Касумову и Гасану Сеидбейли было поручено написать о соотечественнике. Изыскания авторов увенчались повестью «На дальних берегах», вызвавшей огромный интерес к личности азербайджанского разведчика, и через несколько лет с огромным успехом экранизированной.

Кадр из фильма «На дальних берегах», 1958 год.

На основании собранных материалов Центральный Комитет Компартии Азербайджана ходатайствовал в 1955 году перед ЦК КПСС о присвоении Гусейнзаде Мехти Ганифа оглу звания Героя Советского Союза (посмертно). Однако все материалы «были признаны недостаточными и в феврале 1956 года возвращены с предложением дополнительной документации его подвигов путем опроса новых свидетелей из числа очевидцев».

Одновременно проводились проверки и югославскими органами безопасности. Примечательно, что отношения между Югославией и СССР на тот момент уже были, мягко говоря, весьма прохладными, однако уважение к подвигу азербайджанского партизана было так велико, что югославская сторона активно собирала информацию о нем.

Независимо от Югославии и СССР, сбором данных о Мехти занималась и Италия.

Все эти усилия в итоге привели к тому, что в апреле 1957 года легендарному партизану, отважному сыну азербайджанского народа, боровшемуся с фашистами в самом центре Европы, Мехти Гусейнзаде Указом президиума Верховного Совета СССР было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

«Мехти стал первым партизаном, удостоенным звания Героя Советского Союза, среди советских партизан, воевавших в Европе, а их было порядка 40 тысяч, от Польши до Голландии», — отмечает Аббасов.

Исследователь также рассказал об одном эпизоде, связанном с военной славой Мехти Гусейнзаде.

«Еще есть интересная информация по поводу того, что Мехти был награжден югославской медалью «За храбрость». Но я выяснил, что награжден был другой наш соотечественник, уроженец села Малыбейли в Нагорном Карабахе Микаил Гусейнов, просто позднее произошла путаница. Авторитет Мехти был столь высок, что всех остальных Микаилов автоматически называли Михаил (Михайло)», — сказал он.

Открытие мемориального музея Героя Советского Союза Мехти Гусейнзаде в городе Нова-Горица (Словения). 10 июня 2011 года.

Сегодня именем Мехти Гусейнзаде названы поселок, улицы и школы в родном Азербайджане, футбольный стадион в Сумгайыте и теплоход. Памятники герою воздвигнуты в родном селе Новханы, в Баку и в словенских городах Нова-Горица (близ которого он погиб) и Марибор. В Нова-Горице также действует музей, посвященный Мехти. А в селе Чепован, где покоится его прах, воздвигнут мемориальный комплекс.

Ccылка: https://m.az.sputniknews.ru