Могущество и власть тюрок на мусульманском востоке

«Писавший в начале 12 века персидский автор Шарафаддин Заман Тахир Марвази восхваляет качества тюрков-завоевателей следующими словами:

«Туркоманы расселились по исламским странам и проявили в них великолепный характер. Настолько, что они правят большей частью этих земель, становясь царями и султанами….Те, кто живёт в пустынях и степях и ведёт там летом и зимой кочевой образ жизни, есть самые сильные из людей и самые стойкие в битве и войне.»

Нравилось это им или нет, персам в Центральной Азии и Иране и арабам в Ираке, Сирии, и впоследствии и в Египте, пришлось смириться с тем, что их новыми повелителями стали тюрки. Но они не могли предвидеть, что эта ситуация будет сохраняться вплоть до недавнего времени.»

«ИМЕННО ТЮРКИ, А НЕ АРАБЫ, В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ИЗГНАЛИ КРЕСТОНОСЦЕВ С МУСУЛЬМАНСКОЙ ЗЕМЛИ»

«И в Европе, и среди арабов и персов до недавнего времени бытовало уходящее корнями в историю предвзятое мнение в отношении тюрков и попытки принизить их. Но неоспорим тот факт, что тюрки господствовали на и сформировали земли, которыми правили — тысячу лет на Ближнем Востоке и несколько веков в Восточной Европе. Даже при этом, история Турции и идентичность и роль тюрков, и как мусульман, и как тюрков, все ещё остаётся малоизвестной на Западе и принижается в арабо- и персоязычном мирах. За пределами Турции мало кто осознает, что именно тюрки, а не арабы, в конечном итоге изгнали крестоносцев с мусульманской земли.»

«Действия знаменитых тюркских военачальников в Сирии, Палестине и Египте против вторгнувшихся франков намного более известны, чем действия Сельджуков Рума против Византии. Адаптация исламского репертуара антихристианских образов для нападок на крестоносцев достигла пика к середине 12 века. Также как и в своих описаниях Алп Арслана, мусульманские летописцы уделяют почетное место религиозному фактору в своих рассказах о Нуреддине [Зенги, тюрке] и Салахаддине….Риторика отбрасывает этнические ярлыки; в самом деле, Салахаддин рассматривается как «почетный тюрк». Современник Салахаддина, поэт Ибн Сана аль-Мульк воспевает захват Салахаддином Алеппо в 579/1183 как «ТЮРКСКУЮ победу»:

«Община арабов стала сильна посредством империи тюрков.»

C. Hillenbrand, «Turkish Myth and Muslim Symbol…», стр. 4, 148, 152

А вот что пишет Льюис:

«Путем завоевания и поселения Малая Азия превратилась в преимущественно тюркскую землю, связанную продолжающейся цепью тюркских поселений со старыми тюркскими землями в Трансквказье и в Центральной и Восточной Азии. Почти везде в других частях Среднего Востока тюрки сформировали правящий элемент, несмотря на то, что были меньшинством. Даже в Иране, Сирии и Египте — и даже в далёкой мусульманской Индии — правящие династии были тюркскими, армии были тюркскими, хотя подавляющая масса населения не была тюрками. Спустя тысячелетие господства тюрков стало принято считать, что в целом тюрки повелевают, другие подчиняются, и не-тюрк во власти воспринимался как странность. В течении этого периода тюркский в итоге возвысился как третий главный язык региона.»

B. Lewis, «The Shaping of the Modern Middle East»