
Кызылбаши — буквально -«красноголовые», имя, данное сефевидским солдатам (а позже и торговцам), по высокой красной шапке, носимой ими поверх чалмы. Эти шиитские колонисты впервые появились в Афганистане с армиями Надир Шаха и позднее служили в качестве личной гвардии [правителям династии] Дуррани. К 1830-м годам они сформировали свою отдельную общину со своими собственными кварталами [в Кабуле] — Чиндавул и Мурадхани, и с собственными лидерами, и их лояльность должна была покупаться любым потенциальным претендентом на [афганский] трон (глоссарий из книги Уильяма Долримпла «Возвращение короля»).
Походы Надир шаха Афшара в Афганистан и на территорию современных Пакистана и Индии (тюркское государство Моголов) были осуществлены в 1737-1739 годах. В качестве опоры своей власти Надир шах оставил в Афганистане войска кызылбашей (объединение тюркских кочевых племен устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар и др., говоривших на азербайджанском тюркском языке). Можно особо выделить и Ансарлу (ансароглу) — тюркское племя, исповедующее шиизм-имамизм (двунадесятники), передается что это часть племени кенгерли. Переселенцы из Южного Азербайджана, Нахичевани, Карабаха и др. земель по приказу Надира. Проживают в деревнях Вазирабада, близ Кабула.
Как кабульские кызылбаши возвели на афганский трон основателя новой династии.
«Мы подошли к тому периоду, когда после возвышения и падения многочисленных шахзаде,после ужасающих серий гражданских распрей, заговоров, интриг, предательств, клятвопреступлений и убийств, жители Кабула, питавшие отвращение к тираническому и деспотическому правлению Ширдиль хана и его министра Худаназара, вступили в переговоры с его братом Достмухаммед ханом, укрывавшимся тогда в Кухистане; и Ширдиль хан, не имевший возможности состязаться с этой комбинацией против него, покинул город и удалился в Кандагар. Шииты питали предрасположение к Достмухаммед хану по той причине, что его мать была родом из кызылбашей. Несомненно, что именно они главным образом поспособствовали его восхождению к власти; и заполучив ее, он был неутомим в своем внимании к ним.»
(Charles Masson, » Narrative Of Various Journeys In Balochistan, Afghanistan, The Panjab, Kalat», vol. II)
Кызылбаш — главнокомандующий афганской армией
«Гражданская война, начавшаяся после смерти эмира Достмухаммед хана, привела к развалу первой большой регулярной армии в Афганистане, но эмир Ширали хан во время своего второго правления создал лучшую и бОльшую армию, чем была организована его отцом. Организованная по британской модели, она состояла из пехоты, кавалерии и артиллерии, и состояла под командованием афганских офицеров, которые подчинялись старшему офицеру — сипахсалару [главнокомандующему] Хусейнали хану Кызылбашу.»
(Hasan Kawun Kakar, » Government and Society in Afghanistan: The Reign of Amir ‘Abd al-Rahman Khan»)
Карабахец — афганский губернатор Кашмира
«По получению новостей из Кандагара Муширу ад-Довла было приказано возвратиться в Кашмир. Принц Шуджа был оставлен управлять Пешавером и шах Заман двинулся на Кандагар. Вместо возвращения в Кабул шах, очевидно, использовал Гомальскую дорогу, перевал Гваларай, длинный, извилистый и трудный переход, который, однако, был успешно преодолен, и в конце шахский лагерь был разбит у Дех Пир Макар. Были разосланы приказы собрать запасы в этом месте, и они были добыты с большими трудностями и по баснословной цене. Тем не менее, необходимые припасы были в пути и шах прибыл в Маруф. В этом городе к нему присоединились те, кто раннее сражался за принца Хумаюна, но когда шах Заман достиг Аргассана, окраины Кандагара, силы его брата рассеялись и сам он бежал в Герат. Шах Заман вступил в Кандагар 7-го января 1795 года. В этом городе амир Арслан хан Джаваншир Кызылбаш был назначен губернатором Кашмира вместо Мушира ад-Довла; и кызылбашский вождь назначил своего дядю своим заместителем.»
(G. Tate, » The kingdom of Afghanistan: a historical sketch»)
Часть первая: Кызылбаши и династия Дуррани
Предлагаю вашему вниманию перевод из энциклопедии конца XIX века, где вкратце описаны главные моменты того периода:
«Кызылбаши [Афганистана] образовались из одного или более из семи тюркских племен, которые составляли партию Шаха Исмаила, основателя сефевидской династии. Этот сюзерен, чтобы отличить их от остальных, дал им подобие красного головного убора, от чего они и получили название кызылбашей, то есть красноголовых. Этими семью племенами были устаджлу, шамлу, никалу, бахарлу, зулькадар, каджар, афшар. Когда Надир-шах отправился в поход на Дели, он взял с собой 12000 кызылбашей. Когда он покинул город, он оставил позади 300 кызылбашей, которые с остальными солдатами должны были взять его золото и последовать за ним.
Они прошли через Кабул, но после 2 дней марша к Кандахару узнали о смерти Надир-шаха, а несколько дней позже прибыл Ахмад [будущий шах Афганистана], лейтенант Надира, в сопровождении 500-600 дуррани. Он забрал сокровище, а кызылбашей взял к себе на службу. Его отношение к ним побудило других прийти из окрестностей Тебриза, Мешхеда, Кирмана, Шираза в Персии, где настоящие кызылбаши практикуют коневодство, профессии пастухов и культиваторов».
(The cyclopedia of India and of Eastern and Southern Asia, commercial, industrial, and scientific; products of the mineral, vegetable, and animal kingdoms, useful arts and manufactures.)
Да, эти племена сыграли видную роль в создании Дурранийской империи — исторического пуштунского государства, включавшего в себя территорию современных Афганистана, Пакистана и даже в свое время и северо-восточную часть Ирана, и северо-западную часть Индии.

Это государство было основано после смерти Надир шаха полководцем Ахмад-шахом Дуррани в 1747 году. Кстати, сами пуштуны Афганистана называют его Баба. Кызылбаши, как одни из почетных гостей из свиты этого правителя, участвовали в его коронации:
«В октябре 1747 года он (Ахмад-шах) короновался в Кандагаре. Главы дуррани, кызылбашей, белуджей и хазарейцев упомянуты как присутствовавшие на коронации».
О ГВАРДИИ АФГАНСКИХ ШАХОВ
«Штат Гулам Хане или корпуса шахских гулямов превышает 13 тысяч человек.
Впервые оно было сформировано Ахмед Шахом [основателем империи Дуррани], из различных иностранцев,которых он нашел поселившимися в стране Дуррани [имеется ввиду Афганистан], из войск армии Надира и из других персиян, которые связали себя с правительством Дуррани.
В дальнейшем он набирал их [гулямов] из таджиков Кабула и его окрестностей. С тех пор было заключено соглашение с вождями окрестностей Кабула и Пешавара о снабжении людьми из их племен для этого корпуса и получении платы [за это] в виде земельных пожалований.
Кызылбаши,которые составляют треть Гулям Хане, есть ЛУЧШАЯ ЧАСТЬ всего корпуса…
(Mounstuart Elphinstone, An Account of the Kingdom of Caubul, and its Dependencies in Persia, Tartary and India.(Vol. II)
Кызылбаши при дворе Дурранийской империи действительно имели большой вес, причем название их должностей тоже оставалось на тюркский лад:
«Среди придворных, особенно среднего и высшего ранга, было немало выходцев из Индии и Ирана (кызылбашей). Иногда кызылбаши достигали высоких постов. Так, некий мир Абул Хасан-хан, начав свою службу простым солдатом, затем стал «сундукдар-баши», позднее «куллерагаси» и, наконец, при шахе Шудже был назначен правителем Пешавара. На службу при дворе афганских шахов шли даже знатные индийские и иранские феодалы. Среди придворных Ахмад-шаха мы находим, например, родственников наваба Ауда и Надир-шаха Афшара».
(Ю.В.Ганковский, «Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы».)
Этот же автор пишет о том, кызылбаши были ядром гвардии Тимур-шаха Дуррани, следующего правителя империи, который являлся сыном основателя этого афганского государства: «Митрополит Хрисанф определяет силу войск Тимур-шаха, находившихся в постоянной боевой готовности, в 20 тыс. человек. Основным ядром его гвардии был отряд из 12 тыс. конных кызылбашей под командой сардара Мухаммед-хана Беята».

Луи Дюпре в своей работе «Дополнительные примечания по Такийя», описывая кызылбашский фактор в Афганистане, рассказывая об их истоках, указал и то, как наши соплеменники оказались в самом Кабуле:
«Вероятно, самым важными шиитами-имамитами в Афганистане являются кызылбаши, главным образом разбросанные группы, но мощные далеко за пределы их числа, потому что они сосредоточены в крупных городских центрах. Кызылбаши являются потомками военного и административного персонала, оставленные управлять Надиром Шахом Афшари в 18 веке (12 век Хиджры). Когда Ахмад Шах Абдали (позже Дуррани) основал династию Дуррани в Кандагаре в 1160/1747, он продолжал использовать административную экспертизу кызылбашей, которые присягнули ему на верность. Преемник Ахмад-шаха, Тимур Шах (1186/1772), также полагался на кызылбашей, но не только в качестве администраторов. Он создал корпус кызылбашской кавалерии для службы в качестве его личной охраны, что привело в замешательство местных ханафито-суннитских ханов. В 1189/1776 году давление со стороны пуштунских ханов вынудило Тимура Шаха перенести свою столицу и его кызылбашей-янычар в Кабул, нынешнюю столицу Афганистана».
(Louis Dupree, Further Notes on Taqiyya. Afghanistan , 1979.)

Действительно, на это ссылаются и другие источники. В книге Уильяма Долримпла «Возвращение короля», в которой говорится об афганских событиях первой половины XIX века, мы читаем следующее:
«Младший сын Ахмад Шаха, Тимур Шах, успешно удержал центральные земли империи, унаследованной от отца. Он переместил столицу из Кандагара в Кабул, с тем чтобы держать её подальше от турбулентных пуштушских центральных земель, и рассчитывал на кызылбашей — шиитских колонистов, впервые пришедших в Афганистан из Персии вместе с Надир шахом — в качестве королевской гвардии. Как и кызылбаши, его собственная династия Садозаев была персоговорящей и в культурном плане персианизированной и Тимур Шах рассматривал своих предшественников Тимуридов — «Восточных Медичи», как их окрестил Роберт Байрон — как культурный образец для себя».

Вот ещё одно упоминание кызылбашей и их значимость во дворе Афганских правителей:
«Тимур-шах часто оказывался в критической ситуации. Так, в 1779 г. его дворец в Пешаваре был внезапно окружен 20-тысячным ополчением халилей и других афганских племен во главе с Файзулла-ханом, пытавшимся захватить шаха. Последнего спасло то, что он укрылся в башне и подавал оттуда сигналы о помощи, которые заметили только гвардейские полки кызылбашей».
(М.Р.Арунова, Ю.П.Лалетин, «Очерки новой и средневековой истории Афганистана»)
Как вы поняли, под персиянами имели в виду всех подданных Сефевидского, Афшаридского а так же и Каджарского двора, и они были тюрками, конечно же, а не персами. Эдвард Торнтон в своем труде «Географический справочник стран, соседствующих с Индией на северо-западе, включая Синд, Афганистан, Булуджистан, Пенджаб и близлежащие государства» писал о кызылбашах Афганистана и указывал на этот факт как никто лучше:
«Куззелбаши (Кызылбаши), весьма влиятельный корпус, в соотношении к их численности, хоть и зачастую считаются персами, но на самом деле не этого происхождения, будучи представителями тюркских колоний, которые сейчас господствуют в Персии. Они были поселены здесь при правительствах Надира и Ахмеда Шаха, и большей частью своего влияния обязаны дипломатическим делам Афганистана, которые в огромной степени находятся в их руках».
Edward Thornton, Gazetteer of the Countries Adjacent to India on the Northwest including Sinde Afghanistan Beloochistan The Punjab and the Neighbouring States. Vol. [01], 1844)

ЭМИР АФГАНИСТАНА АБДУЛРАХМАН О СВОЕМ ПОМОЩНИКЕ
«Мой отец назначил для меня помощника, которого звали Хайдар Хан. Этот господин, который был достойным и умным человеком, был вождем кызылбашей, который имел право содержать свой собственный флаг, военный отряд и 200 суваров [всадников]. Его отец, Магомед Хан, был способным человеком и имел большое количество сторонников в Кабуле.
«The life of Abdur Rahman, Amir of Afghanistan» (автобиография)
Ссылка: http://www.turantoday.com/2016/12/samir-aghayarov-kyzylbash-durrani-empire-afghanistan.html,https://vk.com/azerbaycanturku