
«Только по прошествии 15 лет с момента своего восхождения на трон Шах Аббас почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы скрестить мечи с султаном и попытаться отвоевать персидские [сефевидские] провинции, оккупированные великой суннитской державой. Боевые действия начались из-за нападения на Салмас турецкого гарнизона в Азербайджане. Шах Аббас, уже решившийся на разрыв мирного соглашения, прошел быстрым маршем из Исфахана, и разбив турецкую армию, осадил Тебриз; город сдался 21 октября 1603 года и вновь, как и 18 лет тому назад, стал частью персидской [Сефевидской] империи. Затем шах двинулся на Эриван, который он взял после шестимесячной осады; он также занял Шамаху и Карс. Тем временем скончался султан Мехмед III, и по восшествию на престол юного Ахмеда было собрано большое турецкое войско для персидского похода.
Две армии сошлись лицом к лицу в окрестностях озера Урмии. Турки насчитывали сто тысяч человек, а персияне [Сефевиды] — только шестьдесят две; но первые уже утратили большую часть своей прежней дисциплины и отваги, в то время как вторые были дисциплинированы и впервые поддержаны артиллерией. Турки наступали в своем привычном порядке кавалерийской колонны, поддержанной пехотой и артиллерией, и несомненно надеялись выманить кавалерию врага на огонь своих пушек. Шах Аббас разрушил этот план сражения, отрядив Аллахверди Хана совершить глубокий огибающий маневр в тыл врага и затем показать себя и создать впечатление, что это был главный отряд. Маневр был совершен с изумительной точностью, и большой отряд турков был направлен для встречи, как они предполагали, главной армии персиян [Сефевидов]. Результатом стало замешательство; и атака, в которой сэр Роберт Ширли получил три ранения, превратила его в панику и разгром. Турецкие командиры дрались отчаянно для того, чтобы перевернуть ход сражения, но без успеха, и под ноги шаху бросили более чем двадцать тысяч турецких голов, который этой решающей битвой освободил свою страну и династию от клейма более низкого положения перед турками. Результаты победы были велики. Персияне [Сефевиды] не только заполучили Азербайджан, Курдистан, Багдад, Мосул и Диярбекир, но и получили глубокое религиозное удовлетворение от отвоевания Кербелы, Наджафа и других священных центров.»
P. M. Sykes, «A History of Persia», vol. II (1915)
«Мы не смогли отобрать у него даже одного села в два дома». Османский государственный деятель Кочи бей о шахе Аббасе I:
«И аджамский шах, кроме того, что отобрал у нас раннее многие провинции, отобрал у нас такую сильную крепость, как Багдад, оккупировал наполненную светом гробницу нашего имама и предводителя нашей веры Хазрета Имам-и Азама Абу Ханифы и совершил многие предательства [у Османов, как и у русских, любое противодействие классифицируется как «предательство»]. Вот уже долгое время, как на него посылаются войска и тратятся огромные средства из казны. Все это не даёт абсолютно никакого эффекта, и мы не смогли отобрать у него даже одного села в два дома.»
«Koçi Bey Risalesi», стр. 49
Ссылка: https://vk.com/hiscult_pikaz