Помощь Гаджи Зейналабдин Тагиева османским тюркам и боснийцам

Наверняка многие слышали про сериал «Права на престол Абдул-Хамид». Сериал снят для популяризации фигуры султана Абдул-Хамида II, которого неоосманисты постоянно используют в качестве противовеса против Мустафы Кемаля Ататюрка. Абдул-Хамид — один из символов правящего режима, которого пытаются показать народу как глубоко верующего и благочестивого мусульманина.

Но оставим личность османского султана и коснемся одного из эпизодов сериала, где лгут без стыда и совести. В сериале есть момент, где к Абдул-Хамиду на прием приходит азербайджанский миллионер и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев (в действительности их встречи не было, это выдумка авторов). Показан этот эпизод так, будто Тагиев нуждается в этой встрече, он с почтением доносит до султана, «так много сделавшего для мусульман», приветствия азербайджанских тюрков, дарит ему Коран, переведенный на наш язык и просит помощи.

А теперь взглянем на реальность, посмотрим кто у кого просил помощь. Наги-бей Шейхзаманлы вспоминает о своем знакомстве с османским государственным деятелем Хаджи Адиль-беком:

«В тот же день, вечером, мы оба были приглашены на конференцию для печати в гостиницу «Pera Palas». Мы явились в гостиницу одновременно и, поскольку до начала конференции еще оставалось время, сели внутри салона отведенной мне комнаты и начали беседовать…

Хаджи Адиль-бек задал мне несколько вопросов касательно Кавказа. Я отвечал в меру своих знаний. Затем он спросил: «А вы знаете Гаджи Зейналабдина?». Я на это ответил: «Я очень хорошо знаю его».

Хаджи Адиль-бек: «Он очень уважаемая личность. Это были времена балканских войн. Болгары обращались с турками безжалостно. Они уничтожали турецкие села и пытали население тысячами способов. Болгары применили к туркам такие жестокости, что их невозможно вообразить. Чтобы помочь нашему опечаленному горем народу, мы создали организацию для помощи им и начали сборы. В те годы я был губернатором Эдирне. Мы собирали пожертвования с наших купцов и послов, которые отправлялись в Европу.

Как раз в это время один из наших послов, имя которого я не помню, отправлялся в Берлин. Мы обратились к нему за помощью и он помог. И тогда посол сказал нам: «Почему вы не обращаетесь за помощью зарубеж?». А после он дал нам адрес Гаджи Зейналабдина в городе Баку на Кавказе и сказал: «Объясните ему ситуацию и попросите помощи». Мы послушались его совета. Примерно спустя месяц этот почтенный человек через нефтяную компанию Нобеля передал нам в Стамбул тысячу золотых лир с тем, чтобы помочь нам, туркам. Наги-бей, прошу Вас рассказать мне что Вы знаете о Зейналабдине»

(см. «Nağı bəy Şeyxzamanlının xatirələri və istiqlaliyyət fədailəri», «Böyük xeyriyyəçi Hacı Zeynalabdin Tağızadə (Xatirə dəftərindən bir yarpaq)», Nağı Keykurin. Səh. 105. Bakı-2007)

Создателям сериала не хватило и этого. Они вложили в уста Гаджи слова помощи для тюрков в Иране, которых всячески преследуют и убивают. И это о времени правления династии Каджаров! И это якобы говорит тот самый Тагиев, в кабинете которого висел портрет Мозафереддина-шаха Каджара!
Как мы видим не Тагиев нуждался в помощи османского султана, но османский султан — в помощи великого азербайджанского мецената. И если кто и должен был идти на поклон, так это Абдул-Хамид к Гаджи Зейналабдину Тагиеву.

Ссылка: https://vk.com/turkunsesi

Один босниец рассказывает, как в свое время Тагиев помог бошнакам во время дизентирии, случившейся в 1902-1903-их годах, купив огромное количество вакцины.