В 1928 году в Индианаполисе (США) увидела свет книга Леонарда Рамсдена «Вот каковы люди» («Men Are Like That»), написанная на основе воспоминаний некоего Ованеса Апресяна, родившегося в 1892 году в Ханкенди (в советские годы центр Нагорно-Карабахской автономной области Степанакерт) — поселке со смешанным составом
населения, а начальное образование получившем в близлежащем городе Шуше.
В главе 1, которая называется KHANKANDI (Xankəndi), Ованес, сам того не ведая, сделал первое признание о месте своего рождения.
В его воспоминаниях широкое место отведено описанию кровавых погромов мусульманского населения, учиненных армянскими вооруженными отрядами в 1905-1906-е и в 1918-1920-е годы в его родном Карабахе, а также Иреванской губернии и Карсской области. О.Апресян замечает: «Обитатели этих мест турки (т.е. азербайджанцы — ред.) и армяне. Собственно говоря, эта земля принадлежит туркам, а армяне здесь пришлые. Мы жили среди численно преобладающих турок-мусульман, будучи христианским меньшинством. Дистанция между этими двумя племенами, вызванная расовыми, религиозными различиями, разницей в традициях и обычаях, так никогда и не была преодолена». Он также подчеркивает, что армяне привлекались к военной службе и были хорошо вооружены, тогда как «турки», отстраненные от воинской повинности, не имели иного оружия, кроме ножа.
Повествуя о трагических событиях 1905-1906 годов, О.Апресян отмечает: «Когда наступило некоторое затишье, я отправился в Шушу. От турецких кварталов города осталась только груда развалин. Все дома были сожжены, их хозяева убиты. То же произошло и с турецкими кварталами в Ханкенди». Далее описан такой случай:
однажды в Ханкенди к некоему азербайджанцу приехали верхами погостить несколько его знакомых, также азербайджанцы. Они все вместе поужинали, стали веселиться, петь песни. Обеспокоенные этим, живущие по соседству армяне вызвали казаков, а когда «турки» уехали, в селе пошел слух, что они будто бы повстречали в пути женщину-армянку с ребенком, убили ребенка, а женщину увезли с собой. Дальнейшие события описываются так: «Услышав эти разговоры, армяне пришли в ярость и решили в отместку устроить расправу над нашими соседями-турками.
Находившиеся в селе казаки не согласились среди бела дня напасть на турок… Тогда наши схватили свое оружие и толпой направились в турецкий квартал села. Турки заподозрили недоброе и, находясь в сильном страхе, заперлись по домам и потушили свет. Наши стали бить в двери кулаками, а когда никакого ответа не последовало, выломали двери, и началась резня, которая длилась до тех пор, пока последний турок не был убит. Всю эту злосчастную ночь я провел, забившись от ужаса в угол и заткнув уши, чтобы не слышать криков наших и страшных воплей тех, кто терял последнюю надежду на спасение. Так я встретил утро, не сомкнув глаз. Все турки были перебиты до одного. Вскоре после истребления турок в нашем селе российская революция была подавлена; казаки опять стали выполнять свои обязанности, и стычкам между армянами и турками был положен конец».
В работах армянских авторов советского времени, где повествуется о 1905-1906 годах, также упоминаются погромы азербайджанского населения.
Так, в «Воспоминаниях» уроженца села Ашаги-Гамарли Иреванского уезда О.Арутюняна, изданных в 1956 г. в Иреване на русском языке,
содержится рассказ о трагических событиях в родных местах автора, который отмечает, что дашнаки руководствовались лозунгом «как можно больше убивай и грабь, не щадя никого». В книге указывается, что дашнаки раздавали оружие жителям армянских сел, вырезали мирное мусульманское население и сжигали его селения, а затем праздновали свои «победы». Автор отмечает, что дашнаки не испытывали недостатка в оружии, которым снабжались епископами Хореном и Суреном по специальному разрешению наместника
И.Воронцова-Дашкова. Автор книги приводит случай в селе Даллар
(Далар), когда хмбапет (командир отряда у дашнаков) Сумбат, удостоенный звания национального героя, красочно расписывал учиненные под его руководством расправы над жителями окрестных азербайджанских сел, говоря при этом, что турки-де представляют для армян опасность. Когда же автор возразил ему, Сумбат в бешенстве выхватил маузер, и только один из его товарищей, вовремя схвативший своего командира за руку, спас его от верной гибели.
В общей сложности за 1905-1906 гг. на Южном Кавказе армянские экстремисты учинили массовые погромы в 14 уездах (Иреванский, Нахчыванский, Шарур-Даралагезский, Эчмиадзинский, Александропольский, Сурмалинский, Шушинский, Джеванширский, Джебрайылский, Зангезурский, Елизаветпольский, Газахский, Эрешский, Борчалинский). В результате этих событий было разорено 286 селений, в т.ч. порядка 200 азербайджанских,
и серьезно пострадало 8 городов, более 15 тысяч семей (около 100 тыс. человек) лишилось крыши над головой, а число жертв превысило 10 тысяч.
Ссалка: irs-az.com