Тюрки в грузинских летописях

430205_546764112041383_124869829_n

Богатый материал относительно Азербайджана и тюрков имеется в древних грузинских летописях. Грузинский историк XI века епископ Леонти Мровели, один из составителей «Картлис цховреба», подробно рассказывает об Адарбадагане (Азербайджане — Р.Г.), о древних тюрках Кавказа, особо отмечая, что они берут свой род от потомков пророка Ноя. Отметим, что «Картлис цховреба» («Житие Картлии») является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей, сведенных в единую книгу между XII и XIV веками. Согласно этому древнегрузинскому источнику, бунтюрки — оседлые тюрки являлись автохтонами региона и долгие века правили здесь. В «Картлис цховреба» отмечается, что тюрки правили центральной Грузией и другими регионами Кавказа еще в 4 в д.н.э.

«А как только подошел Неброт (Нимрод — основатель Вавилонского царства, приб. XX в. до н.э. — Р.Г.) к стране Адарбадаганской и стал там, отправил шестьдесят героев и с ними войска могучие…»

«… выступил сын персидского царя Ваштаба по имени Спандиатрвали, славный витязь. И не смогли противостоять ему армяне и картвелы, но укрепили крепости и города и ожидали его прихода. Но как только пришел он в Адарбадаган, получили персы известие, что убили тюрки деда его и вступили тюрки в Персию».

«… Кекапос (иранский царь Кей-Кавус около X-XI вв. до н.э. — Р.Г.), царь персов, ибо стал воевать с турками …Через несколько лет после этого отвлекся царь Кайхосро (царь Кей-Хосров — сын Кей-Кавуса — Р.Г.) и стал воевать с тюрками».

«Картлис цховреба» описывает тяжелые битвы завоевателя Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) с тюркскими народами Кавказа: «И увидев эти роды порочных язычников, которых мы называем бунтурками и кивчаками (кипчаки — Р.Г.), сидящих на реке этой Куре вдоль ее изгибов…».
(«Картлис цховреба». Глава Третья. О Выступлении Александра).

В важнейшем древнегрузинском труде, приблизительно датированном V веком «Мокцеваи Картлисаи» (Обращение Картлии), ее анонимный автор отмечает, что еще до IV в. до н. э., до прихода Александра Македонского на территории центральной Грузии, местное население жило под властью неких бунтюрков… (ПАМЯТНИКИ ГРУЗИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. VII, ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕЦНИЕРЕБА», МОКЦЕВАИ КАРТЛИСАИ (ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ). Перевод с древнегрузинского Е. С. ТАКАЙШВИЛИ. Редакционная обработка, исследование и комментарии М. С. ЧХАРТИШВИЛИ, ТБИЛИСИ — 1989, стр. 8)

«Когда царь Александр обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда [он] впервые увидел свирепыя племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями.

…Тогда прибыло отделившееся от халдейцев воинственное племя hоннов, и испросило у владыки бунтюрков место под [условием платить] дань, и поселились они в Занави. И владели они им, [местом] за которое платили подать, и называется оно Херки». (Глава 1, стр 9)

Грузинские составители труда «Памятники грузинской исторической литературы» отмечают, что «относительно бунтюрков в современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной академиком М. Броссе, по которой указанный этноним следует понимать как «коренные, истинные тюрки».
(Brosset M. Histoire de lа Gèorgie, I partiе, 1849, р. 30 — 33; см. также Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. — Тб., 1959, с 125; он же, Бунтюрки. — Грузинская советская энциклопедия, т. 2. с. 572; Джанашиа Н. С. К источникам «Жизни грузинских царей». — В кн.: Историко-источниковедческие очерки, — Тб., 1986, с. 96, прим. 10, на груз. яз.).

«Слово «бун» также имеет и значение «оседлость» — мквидри (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка. — Тб., 1973., с. 37). Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту бунтюрки действительно, являются оседлыми — они живут в городах. Кроме того, во второй половине V века, когда было составлено «Обращение Грузии», тюркские племена в основном могли быть известны как кочевники». (см. Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971).

d0K5Y3v-Edg

Для полноты сообщения о бунтюрках можно указать и работу М. Сейидова «Опыт этимологического анализа слова Бунтурки/Бунтюрки» (Доклады АН Азер. ССР. 1969, т. XXV, № 8, с. 91 — 93), в котором слово «бун» связывается с тюркскими языками и этноним в целом толкуется как «тюркское племя».