
«Затем король захотел узнать у меня, какие из соседних стран враждуют с Испанией, и перед тем как я успел раскрыть рот, он сам назвал лютеран. Я ответил «да» и что Испания и Фландрия соседствуют с лютеранами и другими не заслуживающими доверия и по морю, и по суше. Ближайшими к Испании были африканские мавры, (о которых король захотел узнать, что они за народ и кто их союзники), и итальянские государства соседствуют с маврами и турками в нескольких местах; и наконец, обе Индии окружены множеством врагов. Но король сказал, что этих не нужно принимать в расчет, поскольку черные индусы, как он выразился, ни на что не годятся на войне; и он прав, особенно в отношении восточных индийцев, поскольку те не решаются убить даже блох, не говоря уже о людях, и это являются причиной, по которой португальцы добились таких успехов во вторжениях.
Король добавил, что нужно не накапливать деньги, а щедро тратить их на войну и ради веры, и что королю Испании нужно объединить все свои силы и обрушиться на своих врагов по одному, и так постепенно избавится от всех них, сперва начав с врагов внутренних, поскольку было бы безумием идти на внешнего врага, не сокрушив сперва врага внутреннего, и что он именно так и поступил в Персии, которая все ещё окружена множеством врагов.
Я ответил, что в Персии это возможно, поскольку земля объединена, и король, стоящий посередине с мощной армией, может поворачиваться куда ему угодно и держать всех своих соседей в страхе и трепете; но что король Испании не может делать то же в своих владениях, поскольку они, как уже было сказано, все разъединены и отдалены друг от друга, и он не может пройти или повести свои войска из одного в другое, не пройдя при этом через враждебную или ненадежную территорию.
Затем король сказал, что он в любом случае останется при своем мнении, и что настоящая причина для препяствования войне вовсе не в этом, а в том, что правитель должен быть воином и сам вести свои войска, и что тогда он сможет достигнуть всего. И что не нужно полагаться на визирей или министров; что он был несчастным правителем, доверявшим визирям, или муллам, или министрам, поскольку такие как они думают только об обогащении и комфортной жизни, не особо заботясь о приобретениях и расширениях царств; но что нужно поступать как он, который пошел на врагов самолично, желая либо погибнуть, либо подчинить их всех…»

G. Bull, «The Pilgrim: The Travels of Pietro Della Valle»