
До сих пор к сожалению есть притязания на Азербайджанского шаха Империи Сефевидов Исмаила I, будто бы он считал себя правопреемником древнего Персидского царства и его царей, тем самым претендуя на трон Ирана. Это суждение не выдерживает никакой критики.
Многие авторы и историки согласны с тем, что Исмаил Сефевид пытался построить империю по модели гос-ва Аккоюнлу, и претендовал на земли по праву родства с предводителем аккоюнлинцев Узун Гасаном.
Итак читаем:
«В 1498 году, когда он вышел из прикаспийского городка Лахиджана для того, чтобы начать свое давно ожидавшееся восстание, его шансы на успех выглядели не выше, чем у его убитых предшественников. Тем не менее, захват им Эрзинджана в Восточной Анатолии, где его дед Узун Гасан потерпел поражение от Османов в 1473 году, и, немного спустя, наступление на многих местных претендентов в Азербайджане и на Кавказе обещали нечто иное. Несмотря на свою юность, для своих взрослых последователей он был священным вождём, который пришел отомстить за мученические смерти своих предшественников и дать кызылбашам мирские блага в виде земель, стад и рабов.
В притязании Исмаила на трон было нечто большее, чем просто происхождение из рода знаменитых суфиев. Как внук Узун Гасана, он считал себя законным наследником его трона и намеревался вновь завоевать всё, что было потеряно преемниками Узун Гасана.»
Далее в книге говорится:
«Впоследствии в сефевидских источниках действительно отражалось представление о том, что основанная Шахом Исмаилом династия представляла собой единение духовной власти сефевидского ордена и мирского господства империи Аккоюнлу. Ещё раз процитируем Кади Ахмеда Куми: «Его Святость (Шейх Хайдар, отец Шаха Исмаила) был старшим сыном Султана Джунейда и племянником Хасан Падишаха; и по этим двум причинам блеск верховной власти и руководства воссиял с его августейшего чела.» В сефевидском историческом романе 17/11 века, известном как «Ross Anonymous», содержится много материала, подтверждающего эту точку зрения, как например, длившиеся 11 часов мирные переговоры между Алвандом Баяндуром и Исмаилом Сефеви перед Шарурской битвой. Ради того, чтобы положить конец конфликту между внуками Хасан Падишаха, Алванд сперва аппелирует к кровным узам, связывавшим обе стороны, и затем предлагает Исмаилу сохранить за собой Ширван в качестве имперского надела со стороны Аккоюнлу. Исмаил отвечает, что он даже готов считать Алванда своим старшим братом и повелителем при условии, что принц Аккоюнлу переходит в шиизм. Поэтому, именно отказ Алванда признать приоритет религии над родственными узами привел в конечном итоге к первому поражению Аккоюнлу от кызылбашей.»
A. Amanat, «Iran. A Modern History», стр. 59-60
Ссылка: https://vk.com/azerbaycanturku