Алимардан бек Топчибашев

Алимардан-бек Алекпер оглы Топчибашев (4 мая 1863, Тифлис — 8 ноября 1934, Париж) — азербайджанский общественный и государственный деятель, юрист и журналист, депутат Первой Государственной думы России (1906), Председатель парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920).

Во время Революции 1905—1907 годов участвовал в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (август 1905, Нижний Новгород); на 2-м (январь 1906, Петербург) и 3-м (август 1906, Ниж. Новгород) съездах избирался председателем ЦК партии Иттифак аль-Муслимин. Был избран депутатом первой Государственной Думы от Бакинской губернии; примыкал к левому крылу фракции партии «Народная свобода». После роспуска первого созыва Думы подписал Выборгское воззвание и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения, лишившись права снова избираться в Думу.

В феврале 1906 года участник примирительного армяно-мусульманского съезда, член особого совещания при Кавказском наместнике по армяно-мусульманским делам.

После Февральской революции 1917 года выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного Собрания, ни в какие партии не вступал. С марта возглавлял Азербайджанский Национальный Комитет. Участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда (апрель 1917, Баку) и первого Всероссийского мусульманского съезда (май 1917, Москва), на которых выступал за федеративное устройство России.

Был избран во Всероссийское учредительное собрание, разогнанное большевиками после первого заседания.
После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 28 мая 1918 года — её чрезвычайный представитель в Грузии, Армении и Османской империи. Находясь в Стамбуле, был назначен министром иностранных дел АДР (6 октября — 7 декабря 1918). 7 декабря 1918 был заочно избран председателем азербайджанского парламента. Возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции.

После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920 года) — в эмиграции. Участник Генуэзской конференции и Лозаннской конференции, на которых ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией.

Скончался в Париже 8 ноября 1934 года. Похоронен в Сен-Клу,западном пригороде Парижа.


Али Мардан-бек Топчибашев является одной из ярчайших личностей в истории Азербайджана. В 80-е годы XIX века он окончил тифлисскую гимназию и поступил в Санкт-Петербургский Императорский Университет, считавшийся самым передовым учебным заведением Российской империи. Получив блестящее образование, Топчибашев овладел глубокими познаниями в различных областях, широким кругозором и высоким уровнем интеллекта. С отличными показателями он завершил учебу в Университете, где в первой половине XIX века его дед – Мирза Джафар Топчибашев – закладывал основы российского востоковедения. Успехи в учебе сулили Али Мардан-беку широкие перспективы, и своей активной деятельностью в дальнейшем он оправдал эти прогнозы, став узнаваемой, почитаемой, яркой звездой на российском политическом небосклоне. В его жизни и деятельности были периоды, когда он в роли лидера российских тюрков, и даже всех мусульманских народов империи, или же лидера кавказских эмигрантов определял направление исторических процессов. Он никогда не плыл по течению, он был из тех, кто придает ускорение историческим процессам. Мамед Эмин Расулзаде отмечал, что Топчибашев по меньшей мере пятьдесят лет своей жизни, работая беспрерывно и без устали, потратил на народное дело[1 — Kurtulus. 1934. № 2. S. 35.].

Начав трудовую деятельность в Тифлисе, Али Мардан-бек вскоре переехал в Баку, который к тому времени уже превратился в центр мировой нефтяной промышленности. Прогрессивно мыслящий, энергичный Али Мардан-бек просто не мог остаться в стороне от политических, национальных, культурных процессов, бурлящих в этом городе. Именно в эти годы Азербайджан вступил в стадию коренного поворота в своей судьбе и истории, а культурно-просветительские идеи Мирза Фатали Ахундова и Гасан-бека Зардаби стали приобретать национальный смысл и политическое значение. Весь мир вступал в век национализма, и азербайджанские просветители, заметив это, сменили многовековую парадигму азиатской общинности на переход к национальному мышлению в новом веке. Обосновывая необходимость перехода от традиций восточного медресе к школам с новой методикой светского образования, они определили путь к национальному спасению. Следом за великими просветителями шли их последователи – Али-бек Гусейнзаде, Ахмед-бек Агаев (Агаоглу) и Али Мардан-бек Топчибашев, которые в лучах этой идеи несли на своих плечах всю тяжесть процесса перехода от общинности к нации.

Получив прекрасное юридическое образование, Али Мардан-бек с начала прошлого века возглавил растущее национальное движение, и сыграл ведущую роль в пробуждении кавказских и российских мусульман, в их выходе на историческую сцену и приобщении к национальным идеалам. Именно в этот исторический период он стал лидером мусульманских народов России, организовал их в единую политическую силу, вернул тюркам, разбросанным по просторам громадной империи, национальную память и самосознание. Первая русская революция 1905–1907 годов вывела Али Мардан-бека на сцену Российской империи. В эти годы Топчибашев был главным поборником национальных прав, пламенным сторонником либеральных ценностей и главной фигурой в борьбе за независимость. Теперь он – важное действующее лицо всех событий, разворачивающихся не только в Баку, но и в Гяндже, Тифлисе, Северном Кавказе, Петербурге и Поволжье, неустанно старается придать мусульманскому движению национальное содержание. В начале XX века, являясь создателем Союза мусульман России и руководителем мусульманской фракции I Государственной Думы, Али Мардан-бек стоял в центре политических процессов и в полном смысле слова создавал историю. Программные документы Союза мусульман и тексты законопроектов, выдвигаемых фракцией на обсуждение Думы, были, как правило, плодами его творчества. Законотворческая деятельность Али Мардан-бека и сегодня остается важной страничкой азербайджанского парламентаризма, не теряющей своей актуальности и значимости.

Али Мардан-бек видел достижение свободы мусульман России, превращение их в полноправных граждан империи только как результат торжества либеральных ценностей. Именно эта необходимость в годы Первой русской революции сблизила его и руководимую им мусульманскую фракцию с партией Народной свободы, более известной в народе как партия кадетов (конституционных демократов). Один из признанных политиков России XX века Павел Милюков в годы Второй мировой войны издал книгу своих воспоминаний, где с большим уважением упоминал имя Али Мардан-бека, хотя относительно прав мусульманских народов империи их мнения не совпадали. В этой книге П. Милюков восхищенно вспоминал о членстве в ЦК партии Народной свободы видного представителя народов России А.М. Топчибашева, позднее возглавившего Азербайджанское государство[2 — См.: Милюков ILH. Воспоминания. М., 1991. С. 325.]. Сотрудничество с партией Народной свободы еще более усилило веру Али Мардан-бека в либеральные ценности и придало его реформаторским порывам практичность. В этом смысле А.М. Топчибашев может считаться одним из основоположников и видных представителей азербайджанского либерализма.

Приведём один из исторических эпизодов,которое привлекает внимание.Речь идет об открытии в Баку в 1901 году женской школы.Отмечено, что Гаджи Зейналабдин Тагиев при открытии первой русско-мусульманской женской школы внес в банк неприкосновенный капитал в 125 тысяч рублей, с тем, чтобы школа покрывала свои расходы за счет процентов, набегающих с оборота этого капитала. Дело в том, что век спустя этот принцип применили  в деятельности Азербайджанской Дипломатической Академии и думали, что первыми в стране нашли способ финансирования учебного заведения.Однако,стало ясно,что еще сто десять лет назад эта умная финансовая операция была осуществлена, и член попечительского совета женской школы Али Мардан-бек был одним из инициаторов этой идеи. И если сто десять лет назад в Баку был организован надежный источник финансирования учебного заведения, то это, несомненно, должно вызвать у нас чувство законной гордости.

Еще одним интересным моментом является эпизод встречи Али Мардан-бека с президентом США Вудро Вильсоном на Версальской конференции в 1919 году. Как это ни странно, Али Мардан-бек был не только первым государственным деятелем, но и вообще первым азербайджанцем, встретившимся с американским президентом. Ближайшие соратники Топчибашева – Али-бек Гусейнзаде и Ахмед-бек Агаев – еще 9 мая 1916 года из Стокгольма от имени 25 миллионов российских мусульман направили Обращение к президенту Вильсону, в котором содержалась просьба к Соединенным Штатам Америки не допустить полного истребления российских мусульман. После развала Советского Союза, на Южном Кавказе и в Центральной Азии были образованы шесть тюркоязычных и мусульманских республик. Во времена царизма и 70-летнего правления Советов в результате политики ассимиляции остававшиеся под угрозой полного исчезновения, эти народы вот уже более 20 лет назад вступили на путь независимости и интегрированы в авторитетные международные организации.

Али Мардан-бек был одним из основоположников дипломатии независимого Азербайджана. Его специальная миссия в Стамбул летом 1918 г., проведенные им встречи в столице Османской империи, переговоры с различными государственными деятелями составили интересные и поучительные страницы истории нашей дипломатии. В качестве председателя азербайджанского парламента командировка Топчибашева на Парижскую мирную конференцию стала большим испытанием для новообразованной Азербайджанской Республики, и признание де-факто Верховным Советом Версаля в январе 1920 года независимости Азербайджана было большим успехом и молодой республики, и ее дипломатической миссии, делегированной в Европу. Азербайджан стал первой мусульманской и тюркской республикой, признанной на Западе. В этой победе была большая доля заслуг Али Мардан-бека. Его всесторонняя деятельность на Парижской мирной конференции служит исключительным образцом для наших современных дипломатов.

Необходимо особо отметить, что Топчибашев возглавил первую волну азербайджанской политической эмиграции и взвалил на свои плечи все тяжести эмигрантской жизни в 20—30-е годы XX века. Но он ни на миг не отрекался от идеи независимости Азербайджана, превратив ее в главный смысл своей жизни. В представленной на суд читателей книге впервые со всей откровенностью показана вся горечь 14 лет эмигрантской жизни Али Мардан-бека. Между строк этого многогранного произведения проглядывает и титаническая борьба великого мыслителя, и трагедия простой азербайджанской семьи, вынужденной ютиться в Европе после вероломной оккупации Азербайджана.